Малый бизнес
Важность привлечения малого предпринимательства к выполнению государственного заказа
Привлечение малого предпринимательства к выполнению государственного заказа служит целях реализации государственной политики поддержки предпринимательства, развития рыночных отношений, экономного и эффективного выполнения государственного заказа. В то же время в России малый бизнес зачастую сталкивается со значительными трудностями в получении государственных заказов. Это связано со следующим:
·
несовершенство действующего законодательства и отсутствие практических механизмов по его реализации
·
нежелание и неумение чиновников привлекать малый бизнес к выполнению государственного заказа
·
незнание бизнесменами возможностей по участию госзаказе или неумение пользоваться этими возможностями
·
не достаточно хорошая информационная поддержка системы государственного заказа и малого предпринимательства.
Законодательство
Основными отраслями законодательства, прямо или косвенно регулирующими участие малого бизнеса в государственном заказе, являются:·
ü
гражданское законодательство ·
ü
законодательство о поддержке малого предпринимательства ·
ü
законодательство о государственных закупках ·
ü
антимонопольное законодательство.
Кроме того, обычно на уровне субъектов Российской Федерации принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты, так или иначе регулирующие указанные выше вопросы.
В статьях 447-449 части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов).
Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие "государственные нужды" и устанавливают общий порядок заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. Статьи 763-768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд.
Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 ? 88-ФЗ определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15 % от его объема и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (статья 14 закона). Законодательство о государственных закупках (Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 ? 97-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по борьбе с коррупцией и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд" от 08.04.97 ? 305, а также принятые в их развитие иные нормативные правовые акты) прямо не определяет обязанность государственных заказчиков привлекать к выполнению государственного заказа субъектов малого и среднего бизнеса. Тем не менее, никаких ограничивающих возможности малого бизнеса требований, правил или процедур, в этих документах не установлено. Действующее антимонопольное законодательство также не затрагивает вопросы участия малого предпринимательства в выполнении государственного заказа. Однако антимонопольное законодательство запрещает органам государственной власти установление критериев и требований, тем или иным способом ограничивающих конкуренцию или дающих отдельным группам лицам необоснованных преимуществ. В этой связи установление требований к квалификации (опыту работы) поставщиков-субъектов малого бизнеса, которые необоснованно ограничивают их возможности по участию в процедурах размещения государственного заказа, являются незаконными.
Общие подходы
Представляется, что возможны следующие основные подходы привлечения малого бизнеса к выполнению государственного заказа:
ü
квотирование части государственного заказа для малого бизнеса
ü
выделение в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого бизнеса
ü
привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации
ü
поставки через посредническую структуру.
Квотирование части заказа
Предусматривается, что государственные заказчики в общем объеме заказа выделяют установленный законом объем продукции (15 %) и размещают его только среди субъектов малого предпринимательства. Это применимо для простых товаров, работ и услуг.
Выделение в сложной составной продукции простых частей
При закупке сложной составной продукции (например, работ по капитальному ремонту здания; или проектированию, монтажу и наладке компьютерной сети) всегда можно выделить несколько простых частей, которые не требуют от исполнителя специальной квалификации или специальных материально-технических ресурсов (например, покраска стен; перевозка компьютеров, протяжка силовых и коммутационных кабелей). Эти части выделяются и размещаются только среди субъектов малого предпринимательства.
Привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации
Этот подход подразумевает, что либо в процедурах закупки участвуют временные объединения крупных поставщиков и субъектов малого бизнеса, либо условия государственного контракта требуют от крупного поставщика привлечения субъектов малого бизнеса в процессе выполнения контракта.
Поставки продукции малого бизнеса через посредническую структуру
Некоторая специализированная структура (существующая или специально созданная) участвует в процедурах размещения государственного заказа от собственного имени и от собственного имени заключает с государственными заказчиками контракты на поставку продукции. При этом она обеспечивает поставку продукции малого предпринимательства (на основе принципов субконтрактации) в объемах, установленных действующим законодательством (15 % от объема заказа).
|